понедельник, 7 июля 2014 г.

Танк, костёлы на Советской площади, театр на месте монастыря и многое другое в прогулке по Гродно


И так, встречаемся у танка. Наверняка не перепутаете, в Гродно он один, дулом повёрнутый в сторону вроде как Германии, ну в общем, злостного Запада ;D


(c) grodno24.com
Гулять долго не будем, ибо июнька, сами помните, прикидывался осенью :D

Историческими фактами я вас сильно подгружать тоже не буду, чтобы легче ходилось. Значит так, первые упоминания про Гродно были замечены уже в XII веке в 1128 году. Название происходит от слов "городить", "огораживать". Так, не засыпаем, 5-минутка из "вики" закончена))) Короче вы поняли, мой родной город уже не молодой и не шибко современный.

Рядом с танком находится следующая гродненская достопримечательность - Областной Драматический Театр.


Тут я думала, блесну умом и удивлю вас занимательной историей о том, как такое же только с перламутровыми пуговицами здание стоит где-то там. Однако поумничать не получилось, то ли мне это приснилось, то ли наяву выдумала (это я умею, это я могу :D), но подтверждения эта увлекательная несостоявшаяся история не получила ни в "вики", ни у моих родственников))) А меня до сих пор не покидает чувство, что где-то на белом свете там, где всегда мороз стоит копия гродненского строения. Вот только что именно и где именно мне никто подсказать не хочет, ну и ладно))
В театре этом, я к своему стыду, была раза 2 на представлениях, и вроде бы еще разок-другой в наряде снежинки водила хоровод вокруг большой ёлки в замен за новогоднюю коробочку с конфетами :) Сейчас в этом величественном здании часто фотографируются молодожены.
Побродив немного по просторам гугла я наткнулась на информацию, что наш театр похож на корону. Хммм, никогда он у меня таких ассоциаций не вызывал, но здание действительно является шедевром советской архитектуры. 
Во времена моей юности, Драм (а именно так, по-дружески, его называла молодежь) собирал толпы парней и девушек... Просто там ступенек много было и, соответственно, удобно сидеть и пить пиво общаться. Не подумайте, меня там не было, это друзья рассказывали, а я ж отличницей была :D



Дальше проходим к Старому и Новому Замкам. Место исторически важное для поляков, там (в Новом Замке) в XVIII веке во второй раз разобрали Польшу по кусочкам. Они это до сих пор болезненно вспоминают. 





Отсюда, с Замковой горы, открывается красивый вид на Нёман (это речка наша по-белорусски так называется :)) 




Вниз к Неману можно спуститься по недавно отреставрированной лестнице влюблённых :)




Рядом с замками борется за внимание башня (высотой где-то ок. 8 этажей) - это гродненская пожарная каланча, построенная в XVIII-XIX вв.


Теперь она, понятное дело, по прямому назначению не используется, да и вообще вроде не особо используется.



Буквально в двух минутах ходьбы от замков и каланчи стоит единственная, на сегодняшний день, синагога (Большая хоральная синагога) в Гродно. 
В этом месте синагога строилась уже в XVI веке, но здание дважды горело и восстанавливалось. Настоящее строение было возведено в начале XX века, было центром еврейского гетто во времена Второй Мировой войны и складом в период советской власти. Сейчас синагога восстанавливается (вот уже в который раз), удачно ли, судите сами...




здесь видна нетронутая восстановлением часть синагоги
Недалеко от всех вышеперечисленных достопримечательностей находится самая главная жемчужина города - Коложская церковь (по-другому её ещё зовут Борисоглебской), которой так понравилось в Гродно, что она уже с XII века тут живет.


как видите, фото делалось тогда, когда лето помнило о своих основных функциях)))

Здание уникально своей акустикой - в стены вмурованы многочисленные кувшины-голосники. 
Жизнь церкви, как всякая другая, не была лёгкой - кроме вражеских наездов за ее долгую историю, положение у берега реки не способствовало процветающей жизни.


а здесь хорошо видно, как пострадала церковь за всю свою долгую жизнь

Ну как, не замёрзли? Летом-то?))))



Закончим наши экскурсию у пересечения Советской улицы и Советской же площади (когда-то она называлась Рыночной).




На площади можно стоять на одном месте и крутится как юла - но не для того, чтобы привлечь внимание, а чтобы посмотреть часть достопримечательностей не делая лишних движений. 
С одной стороны возвышается Фарный костёл (Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия или по-народному просто Фара) - он отличается очень богатым убранством внутри, из-за чего часто выбирается молодожёнами, статуса ради. Слева от костела, в зданиях бывшего католического иезуитского коллегиума находится, что бы вы думали? Тюрьма! Она считается самой строгой во всей стране.


главный алтарь
(c) wikipedia.org
Справа от костёла можно заметить еще один храм - Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев. Стоит заметить, что монастырь этот мужской, через дорогу был когда-то и женский, но на его месте построили Драмтеатр.

костёл и монастырь подглядывают за танком))
Напротив Фары теперь находится небольшой скверик, а в 14 веке там был Костёл Пресвятой Девы Марии - Фара Витовта. Храм построенный по распоряжению великого князя Литовского Витовта, к сожалению, был взорван в 1961 - привет от советской власти.

тут была та самая Фара Витовта
Закрывает полный оборот юлы пешеходная улица Советская, выложенная брусчаткой (вот прям пешеход и брусчатка созданы друг для друга :D)

совсем как в европах)))
(c) panoramio.com

Вот так вот, перебежками, можно посмотреть центральную часть Гродно. Очень много интересного осталось за кадром, так что, с вашего позволения, к этой теме я ещё вернусь))

Закончу вот такой вот раритетной для меня фотографией. 



Я впервые за последние лет этак 5 проехалась гродненским общественным транспортом. Не какой-нибудь маршруткой, а автобусом! Удивило, что предупреждения о своевременной оплате и о закрывающихся дверях говорятся по-белорусски. Я почему-то думала, что только в минском метро говорят "Асцярожна, дзверы зачыняюцца" :D

P.S. Простите, что заставила себя ждать :)


14 комментариев:

  1. Очень интересный рассказ! :) Я хоть и белоруска, но к своему стыду, в Гродно ни разу не была...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, Алина :)
      я в Беларуси тоже мало где была: проездом в Минске и в Беловежской пуще сто лет назад))

      Удалить
  2. Дзякуй, Таня, цудоўная экскурсія! Прыемна бачыць, што амаль нічога не змянілася і вельмі рада, што не з'явілася сучасных жудасных будынкаў. Мне яшчэ цікава пабачыць вул. Ажэшкі, парк Жылібера.... эх... настальжы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дзякуй, Альжбетка :) Згодна з табой, ячшэ ёсць што паказаць)))
      А калі ты была у Гродне?

      Удалить
  3. Татьяна, ты, похоже, как-то по-новому уже на родные места взглянула, по-туристически :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно так, Марина ;) Просто когда живёшь где-то долго, перестаёшь замечать что-то необычное и красивое вокруг. Я вот пока готовила пост, несколько раз наткнулась на мнение, что Гродно выглядит очень по-европейски. А я этого не замечала совсем.

      Удалить
  4. Таня, сколько тебя читаю, ещё раз прихожу к выводу, что ты лучше всякого гида. Зачитываюсь и засматриваюсь. Куда на следующий раз пойдём?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Вика, очень приятно :) Скоро по Варшаве прогуляемся ;)

      Удалить
  5. Вялiкi дзякуй за прагулку :)
    Прыемна была пазнаёмiцца c тваiм горадам!
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дзякуй, Таня)) У Гродна варта наведацца асабіста ;)
      А ты сама з якога горада?

      Удалить
    2. А я нарадзiлася у Наваполацку :) I жыла там заусёды.
      Там зараз маi бацькi жывуць i брацik :)

      Удалить
  6. Спасибо, Гродно всегда красавец!

    А пускают в Коложскую церковь теперь? Я в своё время её только снаружи видела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, открыта ли она для туристов.
      Последнее время там модно венчаться. Так что, можно прикинуться свадебным гостем и посмотреть на Коложу внутри. Потом главное вовремя ретироваться, чтобы не приняли за "своего" и подарок не заставили дарить :D

      Удалить
    2. Запасусь пустыми конвертами для "подарков". :)

      Удалить

Все мысли приветствуются :)