суббота, 15 августа 2015 г.

Особенности национальной кухни, или варшавское меню



Начну с того, что я вернулась! Я соскучилась по своему бложику, мне так много надо рассказать и показать. Надеюсь работа меня пожалеет и позволит заниматься чем-либо кроме нее.

Вы уже наверное не раз здесь читали о том, что я люблю кушать. Настолько, что другую страну считаю не распробованной, не поев там в паре-тройке заведений.

"Неувязочка" - скажете вы. И будете правы. Рубрика "кушать подано!" в моем бложике самая худая))
Уже исправляюсь, тем более, что много людей приходят ко мне в гости именно "за едой" :)
Опишу вкратце пару заведений, которые стоит порадовать своим вниманием и объясню почему. Планирую несколько постов из этой рубрики.

Начну с довольно известных и почти обязательных позиций.
U Szwejka (У Швейка) и Podwale 25.Kompania Piwnaомпания Пивна) - два ресторана одной сети. Символом этих заведений сделали соседского бравого солдата Швейка, героя романа Ярослава Гашека. Похожие рестораны можно встретить под другими названиями и в других городах Польши.


source: weekend.gazeta.pl
source: www.krupinski.waw.pl
Туда стоит наведываться с разгулявшимся аппетитом и желательно зарезервированным местом. Если же аппетит спит, а заказать столик нет возможности - не беда. Пол часа ожидания у входа и вот уже место освободилось, и желудок стал посговорчивее.
При выборе заказа учтите, порции у них очень большие. Мы там чаще всего заказываем мясную доску - порция на 4 взрослых минимум. Сырно-фруктовая доска и карпачио из лосося тоже стоят внимания. Многие хвалят тамошние ребрышки, но у нас ещё руки до них не дошли. Супы съедобные, но без восторгов. По четвергам можно заказать большую порцию морепродуктов, но я всё мужа не могу убедить, что не мясо - тоже еда. В выходные же бывают интересные скидки, в стиле - шницель на полстола за 5€. На закуску обычно приносят хлеб, смалец, соленые огурцы и квашеную капусту. В качестве дижестива получите по рюмочке компотика вишневой настойки. По вечерам там играет живая музыка. Репертуар у группы богатый - и очи черные знают, и калинку-малинку. 
Место шумное, популярное (значит продукты всегда свежие), голодными оттуда не уйдете. Кстати, тут почему-то при расчете карточкой принимают только visa.

Если вы в Польше впервые, вы скорее всего не пробовали местные кулинарные must-try. К ним я причисляю суп журэк, перОги и кабаносы :) Кабаносы вы купите в любом продуктовом магазине - это такие тонкие колбаски, пожалуй, самое мясное из колбасных изделий))


source: pressoffice.pl
За журком и перОгами отправляйтесь в сеть ресторанов Zapiecek [Запецэк]. 


source: tripadvisor.com

Журэк (żurek) здесь достойный, подают его красиво, но всё же за самым вкусным я бы вас отправила на юг Польши и желательно зимой



ПерОги можно смело назвать национальным блюдом (если пропустить bigos [бигос], flaki [фляки] и кебаб :D) - это такие пельмени, только немного побольше, с неограниченным выбором начинки (но никогда вы здесь не найдете пельменную начинку - сырой фарш, тут внутрь кладут уже приготовленные продукты). Самых популярных и повседневных начинок три - с мясом (вареным скорее всего, так что с пельменями их сравнивать бесполезно), с капустой и грибами (капуста внутри чаще всего квашеная) и русские, ruskie [руске] - эти мои любимые - внутри картофельное пюре (да-да, от белорусских корней никуда не денешься) с творогом. 



В Запецке же рекомендую пробовать более интересные вкусы - например обжаренные пероги с шампиньонами, подающиеся с сырным соусом, в сезон можно попасть на пероги с лесными грибами, сладкие пероги с черникой или сливой. Меню очень разнообразное, каждый найдёт что-то для себя. Цены вполне приемлемые, в ссылке на ресторан есть меню.

Отступления ради, немного общих сведений о польской кухне. Она, можно сказать, вполне знакомая и привычная нам, белорусам. Региональные вариации конечно никто не отменял, поэтому вот.
Борщ. Классический, в понимании поляков, борщ - barszcz czerwony [баршч чэрвоны] - это хорошо приправленная водичка свекольного цвета, подаваемая с ушками (мелкие перОги, чаще всего с грибной начинкой). 


source: trzynastkowakulinaria.blogspot.com

Это обязательное первое блюдо на Рождество и частый гость на свадебных столах (да, у них на свадьбах разгоняют аппетит супом, у нас же это чаще всего салат с курицей, называемый почему-то Цезарем). Ещё можно встретить такой борщ с крокетами вместо ушек. Крокеты - krokiety [крокеты] - это тонкие блины с начинкой, обжаренные в панировке.


source: dorota.in
Нормальный для нас борщ у поляков зовется украинским - barszcz ukraiński [баршч украиньски]. Кроме красного борща у них можно встретить ещё и белый - barszcz biały [баршч бялы]. Это по сути тот же журэк, но никто из поляков мне не может объяснить, в чем разница. 
Журэк - это суп-богатырь, хорошо сделанный он иногда и за первое со вторым сойдёт. Готовится он на хлебной закваске, опционально туда добавляют сушёные грибы для запаха и цвета, обязательно же присутствуют основные суповые овощи, колбаса и яйца. Всё заправляется сметаной. Журэк - главный суп на пасхальном столе.


source: polki.pl

А так, чтобы о борще по погоде было, упомяну ещё литовский холодник - chłodnik litewski [хлодник литэвски]. Это такой стандартный наш красный холодник, со свеклой и иичками  


source: pruskigotuje.wordpress.com
Здесь также довольно популярны картофельные блины - placki ziemniaczane [пляцки земнячанэ] но со своими поправками, естественно. Если у нас, в Драниклэнде, блины чаще всего делают небольшими, с хрустящей корочкой, да подают со сметанкой, то поляки что-то перепутали. 


source: www.liveinternet.ru
Маленькие драники можно встретить со сметаной. Вроде все правильно, а тут раз и сюрпрайз, сметана-то с сахаром :D

Более популярный польский драник предпочитает сам занять всю немаленькую тарелку, допуская в соседи что-то вроде гуляша с овощами. Он не такой зажареный, как привычные нам. Одной штукой вполне себе отобедает взрослый мужчина. Названия такого блюда можно встретить разные, самые известные это: placek po węgiersku [пляцэк по вэнгерску] - блин по венгерски и placek po zbójnicku [пляцэк по збуйницку] - блин по бандитски/разбойничьи.


source: anulawkuchni.blogspot.com
На этой национальной ноте пора заканчивать, а то драников захотелось :)

source: www.keepcalm-o-matic.co.uk

На десерт рекомендую пекарню-бистро Шарлот, кафе шоколадной фабрики Wedel ну или в такую жару побольше мороженого, особенно натурального - такого в Варшаве появляется все больше.

Продолжение следует, а пока, расскажите про ваши предпочтения в национальных кухнях ;)



32 комментария:

  1. оооочень вкусно даже читать и смотреть)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Камилла. Польская кухня вкусная, правда и жирная довольно.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Не, Надя, я просто есть люблю :))

      Удалить
    2. Я тоже люблю, но мне всё и везде вкусно, лишь бы самой не готовить. :)

      Удалить
    3. у меня такой же подход, и не особо прихотливая я, особенно, если голодная))))

      Удалить
  3. Таня, привет!

    Думала о тебе!
    Мы ведь в РБ через Польшу ехали :) В саму Варшаву не заезжали, но были рядом.
    Люблю читать по-польски (не знаю, правильно ли или нет ;)). Люблю искать языковые различия: урода, склеп...а что такое "gmina"-часто это слово видела на дорогах. "Область", "регион" ?

    Да, драниками ты нас хорошо подразнила ;)
    Предпоследняя фотография - шедевр!

    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, то-то я думаю, икалось мне))))
      А если серьезно, следующий раз заезжайте в Варшаву, хотя бы шоколад питьевой попробовать ;)

      Драниками я и сама себя подразнила, ещё пост на ночь глядя готовила))) Но от готовки меня останавливает невыносимая жара. Максимум, на что меня хватает - холодник)))

      А гмина - это наименьшая административная единица Польши. Переводится как "сообщество", "община". Не совсем знаю, какую бы аналогию провести с нашими админ.единицами.

      Удалить
    2. Сельсовет? :) Я так голландскую хемеенте называю.

      Удалить
    3. Таня,

      В следующий раз обязательно остановимся!
      В этот раз поездка была очень сумбурной, но главное, что мы съездили и домой вернулись ;)

      Я хотела ещё какие-то переводы у тебя спросить, но забыла...Надо было записать!
      ;)

      Удалить
    4. И сколько по времени занимает ваша поездка?
      Ничего страшного, Таня, вспомнишь, пиши ;)

      Удалить
    5. Таня,

      Мы обычно поездку разбиваем на два дня, чтобы без спешки и без особой усталости.

      Сегодня смеялась на работе. Не помню, говорила ли я тебе, что у моего завода есть филиалы по всему миру. И в Польше тоже ;) Мне сегодня коллега-поляк написал по работе. Ну а я же не могу сухо общаться ;) Стараюсь всегда словечки по-польски писать (смотрю в переводчике в Нете ;)) Так сегодня я ему написала небольшую фразу, так он был в восторге. Сказал, что у меня прекрасный польский язык ;)
      Хи хи хи :)

      Удалить
    6. Так ты молодец, Таня ;) Строишь хорошие межнациональные отношения ;)
      А чем ты занимаешься?

      Удалить
    7. Таня,

      Я работаю на заводе Liebherr, в отделе продаж запчастей для крупных экскаваторов (те, которые добывают уголь, золото и прочие ископаемые;))
      Вся Европа+Россия+Монголия и Китай - мои клиенты ;)

      Удалить
    8. Таня, ничего себе, немаленький регион ты охватываешь ;)

      Удалить
    9. Таня,

      Даааа....наверное, я ценный сотрудник ;)

      Удалить
  4. Как же я люблю журэк! Спасибо огромное за пост! Удачного дня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, я тоже большой фанат журка :)
      И вам хорошего дня ;)

      Удалить
  5. Таня! Как же я люблю покушать!!))))
    И знаешь, чем я старше, тем меня все меньше интересуют всякие там музэе и тд, а все больше хорошие рестораны с национальной едой. Чтоб покушал так покушал. Очень понравился на вид журэк!

    А вот борщ, которые с перогами грибными я видела в австралийском шоу "Правила моей кухни", еще хотела попробовать приготовить такое. Надо отыскать рецепт и изобразить)))) Но они там как-то очень долго с ним мучились, бульон очищали и тд, но, короч, засветился ваш борщец там)

    Все, теперь мне надо в Польшу за едой)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, ну вооот, ты знаешь толк в путешествиях)))
      Я уже у Нади предлагала, чтобы следующую встречу в Варшаве организовать ;)))

      Ничесе, оказывается польский борщец популярен)) Вообще, он сложноват в приготовлении, мне кажется, несмотря на свою внешнюю простоту. И неэкономичен))) Они ж всё, на чем бульон варится, выбрасывают. Да и сам бульон не просто сделать - именно красивого цвета и хорошо приправленным. Сама ещё не делала, покупала готовые варианты в пакетах - вполне ничего, состав читать даже не хочу)))

      Удалить
    2. Ну вот и тетки, когда готовили этот борщ, много нервов себе поистрепали. парили, варили, чтобы не бурлило, а слегка булькало. Потом оттяжку из красной икры делали, чтобы она собрала все хлопья и бульон стал прозрачным. Короче капец какой-то. Я обычно после таких извращений (пока приготовишь) уже и кушать не хочу))))

      Удалить
    3. Оттяжка из красной икры? Ну нафиг этот суп тогда))) Украинский борщ уже за это время успеет приготовиться и продукты переводить не надо. Но при случае в рысторане стоит попробовать ;)

      Удалить
  6. Про кухню люблю не только писать, но и читать. Отличная статья! У меня похожее впечатление сложилось о польской кухне. Только пироги я люблю со шпинатом и сыром :) А в Подвале мы наверное большинство своих гостей водили :)) Мидии там вкусные, но мелковаты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля :)
      Воот, все-таки мне надо постараться убедить мужа сходить в Подвале на морепродукты :)
      Кстати, мы тоже гостей чаще всего в Подвале либо к Швейку водим))

      Удалить
  7. Я это все посмотрела на голодный желудок... Кажется все бы съела!!! Надо ехать в Варшаву!
    И, главное, твой список мест сохранить!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Варшаву обязательно, Таня ;)
      А список я ещё пополнять планирую, правда со временем у меня немного туговато.

      Удалить
  8. Я бы к списку любимых польских блюд добавила кашанку. Нет такой больше нигде(: А ещё в Варшаве очень вкусный хлеб!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я кашанку сама не очень жалую, поэтому не учла ее в списке :) Хотя согласна, она тут наиболее приятная из того, что я пробовала.
      Насчет хлеба соглашусь, хотя некоторые очень скучают по своему домашнему (русскому, белорусскому, украинскому), но здесь выбор гораздо больше.

      Удалить

Все мысли приветствуются :)