четверг, 18 июня 2015 г.

Стрит-арт в индустриальной лодке


Давайте я вам немного расскажу про город, с которого началась вся моя польская жизнь. Город, в который ни в коем случае не стоит ехать специально, ради "посмотреть". Вот случайно вас туда жизнь может забросить: тут часто проходят концерты больших звезд, польские недели моды и разные забеги-марафоны.
Сначала представимся. Город, который я так тщательно "расхваливаю" называется Łódź [Лодзь, Лудзь], что в переводится как "лодка". Картинкам гугла не верьте, они даже симпатичные, но в большинстве своём не оттуда.
Я здесь прожила 3 академических года. Сюда, у меня было своего рода распределение, с которым спорить было то ли сложно, то ли невозможно. Воспоминания у меня довольно хорошие и весёлые, студенческая жизнь, она несмотря на место, всегда насыщена приключениями. В Лодзи также находится школа польского языка для иностранцев и общага для тех же иностранцев впридачу. Т.е. в школу попадали иностранцы, которые перед учёбой в вузе в течение года учили польский язык. А в общежитие попадали просто все иностранцы. Помните команду КВН Университета Дружбы Народов? Вот и у нас в Лодзи сосатв был похожий, только в разЫ больше :D
Я в Лодзь наведалась в 2003 году (ещё с разрешением от родителей на самостоятельное пересечение границы в кармане :D). Ни тогда, ни спустя более 10 лет город не оставляет приятных впечатлений. Поживя там, вливаешься и даже можно сказать, что тебе там нравится. На самом же деле, нравится сама студенческая жизнь, а город нет. Ощущение, что город-то не особо и старается. Поэтому и не стоит там задерживаться на долго.






Если вас всё же угораздило попасть в "лодку", плывите на главную улицу. Она там одна такая, более-менее приличная, называется - Piotrkowska [Пётрковска]. Считается самой длинной пешеходной улицей в Польше (4 км).









Лодзь можно назвать городом евреев, текстильной промышленности, уныния и уличного искусства. Это такой Ужупис Польши.

Дело в том, что город начинал развиваться в 19 веке как центр лёгкой промышленности. Постепенно, там появилась промышленность потяжелее и город разрастался. А потом была война, за ней вторая и закончилось всё нелёгкими девяностыми. В Лодзи жило очень много евреев, там же, во время войны появилось первое гетто.
В настоящее время город вроде бы пытается развиваться и возрождаться, хотя изменения надо искать с лупой в руках энтузиазмом, они не бросаются в глаза если вообще есть.

Так сложилось, что в Лодзь я не заезжала почти 10 лет. Не тянуло. Сейчас же судьба нас туда отправила дважды за 2 месяца. В апреле мой муж там пробежал 10 км и за сие достижение получил вот такую медальку:





вы верите в пришельцев?)))
Хотелось бы написать, что второй раз мы туда поехали, чтобы посмотреть недосмотренное и вдоволь насладиться городом. Но нет, были по делу - послушать как в живую звучит известная песня про ветер перемен :)
В Лодзи я поняла, насколько люблю Варшаву и в очередной раз обрадовалась, что в далёком 2006 у меня хватило ума и смелости поменять город.
это филармония - жемчужинка среди запущенности :)
Мне кажется, у Лодзи есть большой потенциал: близость столицы, цены на жильё, большое количество вузов и студентов (в том числе иностранных), текстильное прошлое, которое можно удачно применить в набирающем обороты slow fashion. Возможно и используется этот потенциал, но уж как-то очень медленно.
Ускоренный осмотр центра города показал, что за всё время моего отсутствия в городе мало что изменилось. Да, появились новые корпусы универа, возможно некоторые фасады отремонтировали, где-то ведутся стройки, но город выглядит неухоженным, даже на центральной улице куча заброшенных и старых зданий. А стоит завернуть за угол - печаль и уныние встретят вас заколоченными окнами и некогда красивыми каменицами с толстым слоем городской грязи.



здесь когда-то был центральный вокзал Лодзи
в будущем тут наверное красиво будет, но пока картинка вот такая 

С наступлением темноты город оживает, как будто старается сгладить не очень приятное первое впечатление. Главная улица с различными заведениям зовёт к себе, предлагая развлечения для кошелька любой толщины. И именно вечером я вам посоветую свернуть с Пётрковской в небольшой мини-райончик с названием Off Piotrkowska. На этой, по сути, улице, живут промышленные здания, которым нестандартное мышление креативных людей дало вторую жизнь. Сейчас там находятся разные заведения, каждое со своей неповторимой атмосферой, предназначением и завсегдатаями. В одном например можно выпить, вкусно покушать и приодеться, а то мало ли что :D

source: notatniknatalii.blogspot.com 
source: www.uml.lodz.pl

source: www.krajobrazmiejski.pl
source: www.fpiec.pl

Вот такие места мне очень нравятся, в таком направлении и надо развиваться, дорогая Лодзь ;)






да, скульптуры в Лодзи очень любят
за кадром осталось много бронзовых (?) писателей
В начале поста я не просто так сравнила этот город с понравившимся мне литовским Ужуписом. Что лучше всего смотрится на разрушенных стенах города? Правильно, уличное искусство, которое так полюбилось мне в последнее время. Стрит-арт как бы немного оправдывает помятый вид Лодзи. 







обратите внимание на людей с газетами ;)




Не удивлюсь, если скоро ну или вообще когда-то заброшенные фабрики превратятся в модные лофты и вся польская богема перекочует в "лодку", оправдываясь желанием вырваться из столичной суеты в место, где воздух пахнет вдохновением, а по соседству живут только музы :)






14 комментариев:

  1. Спасибо за экскурсию. А мне улочки показались весьма уютными)

    Желаю Лодке процветания)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Аня :)
    Просто я в каждом месте пытаюсь найти интересное и красивое, а фотографировать что-то запущенное удовольствие сомнительное для меня)

    ОтветитьУдалить
  3. Эк ты Лодзь, и в хвост, и в гриву))) Я, как читаю про Польшу, все вспоминаю про полькие чУдные указатели на дороге. Направо пойдешь, в Лодзь попадешь, налево пойдешь, туда же попадешь. Вот и езжай, куда хочешь, а навигатор вообще не работает в Польше))) Как мы плутали, как мы плутали... По Варшаве, кстати, тоже плутали. И если бы не добрые польские водители, которые, то один, то другой, не показывали бы путь (а мы ехали за ними), то, может, мы бы до сих пор там катались в поисках выхода)))
    А Лодзь по твоим фотографиям мне понравилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, хооршие у тебя воспоминания про Польшу :)) Давно вы так плутали? Знаки тут действительно не совсем удобные, но я, наверное, уже привыкла :)

      Удалить
    2. Скажу правду: мы каждый раз так плутаем))) Сколько раз ни ездили через Польшу из/в Россию на машине, каждый раз такая чепуха. Лишних километров 300 наматываем))) Последний раз это было на этот Новый год.
      Но, надо отметить, цены на всякие придорожные отели ооооооооооочень демократичные. Мы за какие-то смешные деньги переночевали, а потом за чудовищно смешные - позавтракали "от пуза". Где-то в 4 евро на троих уложились)))

      Удалить
    3. Ой, Оля, ну хоть как Польша сглаживает впечатление о себе))) Надеюсь следующий раз поездка будет более быстрой ;) И много у вас дорога занимает?

      Удалить
    4. Учитывая каждый раз убитый день на Польшу, то дня два-два с половиной. Если подробнее: то Москва-граница Беларуси - несколько часов (немного, но цифру не назову. Примерно так: вечер и начало ночи)))) Потом почти день на Польшу, пока выход найдем)) Да и скоростной режим у вас очень недружественный))) А потом галопом через Германию и почти всю Францию . Из Калининграда было, конечно, быстрее до границы. По-моему час-полтора. Выехали утром из Калининграда утром, быстро прошли контроль (за час наверно), но из Польши опять выехали только вечером)))

      Удалить
    5. прям польская эпопея у вас)))

      Удалить
  4. Через призму твоих фотографий вроде ниче такая Лодка ))
    Читаю сейчас и дохожу до фразы про песню "ветер перемен" и зависаю на пару секунд... дело в том, что в этот момент у меня играла русская песня из Мери Поппинс "ветер перемен" в исполнении Чичерины. Надо же было так совпасть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, хорошо, что Лодзь удалось показать вполне приятной. Может я слишком критична к ней?)))
      А с песней, прям магия какая-то :)

      Удалить
  5. И мне с тобой понравилось в Лодке :)
    Очень интересные картины (?) на зданиях. И девочка с рыбой очень понравилась :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня :) Лодка, по-моему, больше всего и запоминается своим уличным искусством))

      Удалить
  6. Я себе Лодзь представляла городом таким современным, развитым и модно-текстильным...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, Марина, как по мне он тоже таким должен быть :) Посмотрим, может ему просто нужно ещё немного времени.

      Удалить

Все мысли приветствуются :)